Armypravo.ru

Armypravo.ru - развлекательный проект

Малхасян, Константин Иванович
Константин Иванович Малхасян
Период жизни

14 сентября 1916(19160914)15 ноября 2007

Место рождения

город Москва, Российская империя

Место смерти

город Ереван, Армения

Принадлежность

 СССР,
 Армения

Годы службы

1939 - 1966

Звание
Сражения/войны

Советско-финская война
Великая Отечественная война

Награды и премии

Константи́н Ива́нович Малхася́н (24 июня [7 июля1916; город Москва, Российская империя15 ноября 2007; город Ереван, Армения) – заслуженный штурман-испытатель СССР (23 сентября 1961), полковник (1956).

Содержание

Биография

Родился 24  июня (7 июля1916 года в Москве. Детство и юность провёл в Ереване (Армения). Занимался авиамоделизмом, в 1929 году стал чемпионом Армении по авиамодельному спорту. В 1933 окончил 8 классов школы и курсы радистов в Ереване.

В 1933—1935 — начальник связи Ереванского аэропорта. Занимался планерным спортом. В 1937 окончил школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима (в Армении). Работал штурманом-радистом в ГВФ.

Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в качестве штурмана транспортного самолёта DC-3.

В армии с февраля 1941 года. Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 — штурман-инструктор по радионавигации 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка (Западный фронт); в сентябре 1941-январе 1942 — инструктор по радионавигации Управления 81-й авиационной дивизии дальнего действия; в январе-апреле 1942 — инструктор по радионавигации 748-го дальнебомбардировочного авиационного полка; в апреле 1942-январе 1944 — воздушный стрелок-радист отдельной авиаэскадрильи Управления Авиации дальнего действия; в январе-декабре 1944 — начальник связи флагманского корабля Командующего Авиацией дальнего действия Главного маршала авиации А. Е. Голованова.

В 1942 году участвовал в перегонке американских бомбардировщиков В-25 с Аляски и из Ирана в СССР. В 1943 году в качестве второго штурмана на самолёте DC-3 участвовал в доставке советской делегации на Тегеранскую конференцию. В 1944—1945 годах в качестве штурмана самолёта DC-3 участвовал в доставке на фронты членов Ставки Верховного Главнокомандования.

В 1944 году окончил Лётный центр Авиации дальнего действия, в 1945—1946 годах был в нём преподавателем по воздушной радионавигации. В 1946—1953 — флаг-штурман корабля командующего Дальней авиацией. Участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-4, в первых посадках Ту-4 на ледовые аэродромы в Арктике. В 1957 окончил курсы штурманов-испытателей при Школе лётчиков-испытателей.

С июня 1953 по май 1966 — штурман-испытатель ОКБ А. Н. Туполева. Участвовал в первом полёте и испытаниях Ту-91 (в 1954 году), Ту-16Р (в 1955 году), Ту-98 (в 1956 году), Ту-114 (в 1957 году), Ту-128 (в 1961 году). В 1956 году на самолёте Ту-98 в экипаже В. Ф. Ковалёва впервые на бомбардировщике достиг скорости звука. Участвовал в испытаниях бомбардировщиков Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-96, Ту-98 и пассажирских самолётов Ту-104, Ту-116, Ту-124, Ту-134.

С июня 1966 года полковник К. И. Малхасян — в запасе. В 1966—1996 — заместитель начальника — флаг-штурман Управления Гражданской авиации Армении.

В 1988—1989 годах на самолёте Як-40 участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении. В 1991—1994 годах участвовал в боевых действиях в Нагорном Карабахе, на самолёте Як-40 вывозил беженцев и раненых, подвозил боеприпасы.

Жил в городе Жуковский Московской области, с 1966 жил в Ереване (Армения). Умер 15 ноября 2007 года. Похоронен в Ереване.

Мировые авиационные рекорды

К.И.Малхасян участвовал в установлении 27 мировых авиационных рекордов (из них 16 – в качестве второго штурмана):

  • 6 сентября 1957 года – 2 рекорда грузоподъёмности (высота 11.221 м с грузом 20 тонн и максимальный груз в 20.053 кг, поднятый на высоту 2.000 м) на самолёте Ту-104А;
  • 11 сентября 1957 года – 3 рекорда скорости (897,498 км/ч на 2.000-км замкнутом маршруте без груза, а также с грузом 1 и 2 тонны) и рекорд дальности полёта по замкнутому маршруту (2.002,6 км) на самолёте Ту-104А;
  • 24 сентября 1957 года – 5 рекордов скорости (972,856 км/ч на 1.000-км замкнутом маршруте без груза, а также с грузом 1, 2, 5 и 10 тонн) на самолёте Ту-104А;
  • 24 марта 1960 года – 8 рекордов скорости (871,38 км/ч на 1.000-км замкнутом маршруте без груза, а также с грузом 1, 2, 5, 15, 20 и 25 тонн) на самолёте Ту-114 (вторым штурманом);
  • 1 апреля 1960 года – 8 рекордов скорости (857,277 км/ч на 2.000-км замкнутом маршруте без груза, а также с грузом 1, 2, 5, 15, 20 и 25 тонн) на самолёте Ту-114 (вторым штурманом).

Награды

Литература

  • Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. М.: Авиамир, 2009. – 384 с. ISBN 978-5-904399-05-4

Малхасян, Константин Иванович.