Armypravo.ru

Armypravo.ru - развлекательный проект

Донецкая железная дорога
Донецкая железная дорога
Полное название:

Донецька Залізниця

Годы работы:

1870

Страна:

 Украина

Город управления:

Донецк

Состояние:

Действующая

Подчинение:

УкрЗалізниця

Телеграфный код:

ДОН

Награды:

орден Ленина, 1966[1]

Протяжённость:

2927,6 км

Официальный сайт:

railway.dn.ua

Донецкая железная дорога на Викискладе

Доне́цкая желе́зная доро́га (ДонЖД, укр. Донецька залізниця) — железная дорога (код приписки: 48), обслуживает восточную часть Украины, важнейший для страны промышленный центр Донбасс, а именно Донецкую и Луганскую, а также частично Запорожскую, Харьковскую и Днепропетровскую области, объединяя таким образом в единый транспортный конвейер Донбасс и Приднепровье, центральные районы Российской Федерации и Украины с Поволжьем и Кавказом. На юге Донецкая железная дорога имеет выход к Азовскому морю через Мариупольский морской торговый порт, а также выход к крупнейшему промышленному центру Украины — Мариуполю. Длина Донецкой железной дороги составляет 13 % общей длины железнодорожной сети Украины. В то же время на ее часть приходится 47 % погрузки и 36 % разгрузки от всех железных дорог Украины. Железная дорога расположена на площади 57 000 км².

Донецкая железная дорога — основной вид транспорта, обслуживающая пассажиров и большое количество различных промышленных объектов: угольные шахты, металлургические, коксохимические и трубные заводы, машиностроительные и станкостроительные заводы, предприятия химической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности.

Содержание

Отделения и дирекции Донецкой железной дороги

Границы Донецкой железной дороги

Донецкая железная дорога граничит с 4 железными дорогами:

Краткая информация

На Донецкой железной дороге введена структура диспетчерского управления с Дорожным центром в Донецке и районами управления, которые объединяют станции Ясиноватую и бывшее Мариупольское отделение железной дороги (с 1988 года), станции Иловайского и Краснолиманского отделений (с 1991 года), а также Луганского и Попаснянского (с 2000 года). В помещениях районов управления находятся табло коллективного пользования, рабочие места поездных диспетчеров, вагонораспределитель, локомотивных диспетчеров, операторов.

В пределах Донецкой железной дороги расположено 100 углепогрузочных станций и самые большие на Украине сортировочные станции, на которых формируются угольные маршруты и прочие поезда, в том числе: ст. Ясиноватая (самая большая в СНГ), Дебальцево, Красноармейск, Попасная, Красный Лиман, Волноваха.

История

  • 1865 год — ходатайство к правительству Российской империи о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги
  • 1868 год — концессия на строительство магистрали выдана коммерции советнику С. С. Полякову
  • 1870 год, 5 января[2] (по старому стилю 1869 год, 23 декабря) — дата основания Донецкой Железной Дороги. В этот день была введена в эксплуатацию Курско-Харьковско-Азовская магистраль (332 версты). Она сыграла важную роль в развитии экономики Донбасса — началось строительство доменных и сталеплавильных печей, заводов. Также, эта магистраль давала выход к Азовскому морю
  • 1872 год — сдан в эксплуатацию участок Константиновка — Еленовка
  • 1872 год — Горнопромышленное общество на Юге России приступило к строительству подъездного пути от ст. Рудничная к каменноугольному руднику близ с. Кураховка (район п. Острое) — 24 версты.
  • 1875 год — Министерством путей сообщения принято решение о строительстве Донецкой Каменноугольной железой дороги. Концессию на строительство получил промышленник С. И. Мамонтов, организовавший акционерное общество «Донецкая дорога»
  • 1876 год — завершено строительство подъездного пути от ст. Рудничная, однако энергетический уголь, добываемый на руднике, оказался низкого качества и был не востребован на рынке.
  • 1878 год — торжественное открытие Донецкой Каменноугольной железной дороги (общая протяженность — 389 верст). Открыты участки Никитовка — Дебальцево — Должанская, Дебальцево — Попасная — Краматорск, Дебальцево — Луганский завод. Управление железной дороги находилось в Луганске, рядом со станцией было построено первое в Донбассе железнодорожное училище. Станция Краматорская получила второе рождение, которая до этого была разъездом, обеспечивающим разминовку пассажирского состава с грузовым
  • 1879 год — построены участки Попасная-Лисичанск, Хацапетовка (Углегорск)-Ясиноватая, и др. Протяженность Донецкой каменноугольной железной дороги составляла 479 верст. На железной дороге работало 92 паровоза и 2.223 вагона. Весовая норма поездов составляла всего 22 тыс. пудов
    (ок. 350 т), скорость — не больше 14 верст в час.
  • 1880 год — к Донецкой Каменноугольной была присоединена Константиновская железная дорога.
  • 1882 год — открытие участков Должанская-Зверево и Еленовка-Мариуполь. Донбасский уголь получил выход к Азовскому морю.
  • 1888 год — разработки на руднике около с. Кураховка прекратились, демонтирован подъездной путь от ст. Рудничная, но продолжает считаться действующим.
  • 1889 год — строительство глубоководного порта в Мариуполе, донбасский уголь впервые был погружен на пароход. Открыты участки Никитовка-Попасная, Колпаково-Первозвановка.
  • 1890 год — С.Мамонтов продает Донецкую Каменноугольную железную дорогу государству, которое разрешает ему строить Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу.
  • 1935 год — Донецкая Железная Дорога перевыполнила задание по погрузке и намного увеличила выгрузку (по размерам погрузки — первое место в стране). Так, на Донецкой Железной Дороге осуществлялось 42 % общей погрузки угля и 15 % черных металлов.
  • 1936 год — впервые начали оформление билетов транзитным пассажирам
  • 1937 год, май — из Донецкой и Приднепровской Железных Дорог выделена новая дорога — Южно-Донецкая (управление — г. Ясиноватая)
  • 19411945 годы — Великая Отечественная Война: Донецкая железная дорога переведена (как и все другие железные дороги СССР) на военное положение. Во время войны разрушено 8000 км путей, 1500 мостов, 27 локомотивных депо, 8 вагонных депо, 400 вокзалов и станционных зданий.
  • 1953 год, май — по решению Совета Министров СССР была создана Донецкая железная дорога, как единая дорога, обслуживающая Донецкий бассейн

Электрификация железной дороги

  • 1958 — электрифицирован участок Лозовая-Славянск
  • 1959 — участок Чаплино-Ясиноватая
  • 1960 — участок Славянск-Иловайск
связка Путепровод-Криничная
  • 1961 — участки:
Красный Лиман — Никитовка
Красный Лиман — Шпичкино
Горловка-Дебальцево
Байрак-Никитовка
Криничная-Ясиноватая
Иловайск-Марцево (переменный ток)
  • 1962 — участок Красный Лиман-Основа (постоянный ток)
  • 1963 — участки:
Ясиноватая-Мариуполь
Ясиноватая-Константиновка
Хацапетовка-Криничная
  • 1966 — участок Горловка-Очеретино

Электрификация направления Дебальцево-Лихая:

  • 1972 — участок Дебальцево-Чернухино
  • 1977 — участок Купянск-Святогорск(Славяногорск)
  • 1978 — участок Чернухино-Штеровка
  • 1982 — участок Штеровка-Красный Луч
  • 1984 — участок Кутейниково-Каракуба (не используется)
  • 1996 — участок Штеровка-Антрацит
  • 1999 — участок Щетово-Красная Могила (Щетово-Антрацит — не используется)

Электрификация направления Дебальцево-Луганск:

  • 2005 — участок Дебальцево-Коммунарск
  • 2006 — в Коммунарск пришел первый электропоезд Красный Лиман-Коммунарск-Славянск
  • 2007 — участок Коммунарск-Луганск, электропоезд повышенной комфортности Донецк-Луганск.

Железная дорога после перестройки

Перестройка и развал Советского Союза отрицательно повлияли на дальнейший ход событий Донецкой железной дороги.

  • 19931994 — первые отмены пригородных и местных поездов, в первую очередь — протяженные рейсы пригородных дизельпоездов (более 150 км).
  • 1996 — отменены пригородные дизельпоезда на участках:
Должанская-Несветай-Горная
Лантратовка-Валуйки
  • 1999 — отменены пригородные дизельпоезда на участке Изварино-Лихая
  • 19992004 — разобраны участки, пересекающие государственную границу с Россией:
Изварино-Лихая
Должанская-Михайло-Леонтьевская;
сняты пути с участков:
Сентяновка-Бежановка
Сентяновка-Орловская
Дружная-Лунная
Пласты-Кураховка
  • 2002 — отменены пригородные дизельпоезда на участке Квашино-Успенская;
отменены местные поезда:
Дебальцево-Лихая
Дебальцево-Валуйки
  • 2007 — отменены пригородные дизельпоезда на участках:
Попасная-Артемовск-1-Краматорск
Кондрашевская-Новая-Должанская
Красноармейск-Доброполье-Дубово
Цукуриха-Кураховка
Карьер 122 км-Миллерово;
отменены местные поезда:
Дебальцево-Харьков
Днепропетровск-Павлоград-Ясиноватая;
поставлен на консервацию в связи с угрожающим состоянием пути участок Карьер 122км-Миллерово (Ростовская область)
  • 2008 — отменены пригородные дизельпоезда на участках:
Ларино-Доля;
Родаково-Лутугино.

Модернизация железной дороги

В 2007 году была закончена модернизация участка Днепропетровск-Чаплино-Ясиноватая. Участок Чаплино-Ясиноватая ускорен до 140 км/ч. Эксплуатируется регулярный скоростной электропоезд повышенной комфортности Днепропетровск — Донецк — Днепропетровск, преодолевающий расстояние Днепропетровск-Донецк за 3 часа 10 минут.

На участке отремонтированы все станции и модернизированы вокзалы с учетом современных требований.

Участок является «визитной карточкой» Донецкой ЖД.

Развитие Донецкой Железной дороги

До 2030 года генпланом развития Донецка предусмотрена электрификация участка Ясиноватая-Донецк-II Богодуховской ветки. В связи с подготовкой Украины к проведению Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012» предусмотрена комплексная программа по обновлению подвижного состава и модернизации строения участков пути (в том числе периферийных).

  • Проводится капитальный и средний ремонт участков Харьковского и Мариупольского направлений, который позволит увеличить скорость на направлениях до 100 км/ч.
  • Предусмотрено ускорение участков Донецк-Мариуполь (в данное время выполняется ремонт пути и станций) и Донецк-Фенольная-Славянск-Полтава.

Карта Донецкой Железной Дороги

Фотогалерея

Структурные подразделения

На территории железной дороги находится:

 — моторвагонное депо Ясиноватая РПЧ-12
 — моторвагонное депо Иловайск
 — моторвагонное депо Родаково
 — моторвагонное депо Сватово
  • 17 вагонных депо
  • 4 дирекции железнодорожных перевозок
  • 9 строительно-монтажных эксплуатационных управлений
  • 22 структурных подразделения дистанции пути
  • 13 структурных подразделений сигнализации и связи
  • 9 структурных подразделений электроснабжения

Социальная сфера

Социальная сфера железной дороги:

  • 12 больниц
  • 5 линейных поликлиник
  • 19 оздоровительных учреждений (санатории, детские здравницы, базы отдыха, пансионат)
  • 3 стадиона
  • 5 спортивных залов
  • 4 спортивных комплекса
  • 10 теннисных кортов
  • 4 плавательных бассейна
  • 3 дорожные технические школы

Также имеется Детская железная дорога, протяженностью 2,1 км, работает 77 железнодорожных кружков.

Список станций и остановочных пунктов

Примечания

  1. История железных дорог. Донецкая железная дорога
  2. Донецкая Железная Дорога

Ссылки

  • Официальный сайт Донецкой Железной дороги
  • Расписание пассажирских поездов по станциям
  • История Донецкой железной дороги
  • Расписание пригородных электропоездов по станциям
  • Железнодорожный портал Донецкой железной дороги
  • Детский лагерь «Буревестник» Донецкой железной дороги
  • Донецкая железная дорога
  • Донецкая область. Досье.
  • База данных подвижного состава с фотографиями на Трейнпиксе
  • Донецкий институт железнодорожного транспорта


Донецкая железная дорога.